Организации, эксплуатирующие рельсовую инфраструктуру и подвижной состав, постоянно держат в фокусе вопросы обеспечения безопасности пассажиров, персонала и материальных активов. Среди технических средств снижения рисков особое место занимают тепловизоры: термографический контроль способен обеспечить раннее обнаружение инцидентов практически по всему спектру типичных угроз — прежде всего это касается пожаров, столкновений и иных происшествий, а также несанкционированного нахождения людей на путях.
Предотвращение чрезвычайных ситуаций и аварий — залог бесперебойного функционирования всех видов транспортной инфраструктуры. На рельсовом общественном транспорте наиболее эффективным средством решения этой задачи до недавнего времени оставалось традиционное видеонаблюдение. Однако возможности телекамер видимого спектра ограничены условиями освещения и окружающей среды, и по мере прогресса и повышения доступности тепловизионной техники специалисты увидели отличные перспективы в применении тепловизоров для обеспечения безопасности и эффективного управления движением пассажирских и грузовых составов, пригородных поездов, метро и трамваев.
Способность тепловизионных камер «видеть» в полной темноте, тумане и дыму, а также их устойчивость ко встречной засветке лучами от источников света видимого спектра позволили создать специализированные решения систем видеонаблюдения — усиленные видеоаналитикой, работающие круглосуточно и не требующие затрат на установку дополнительных осветительных приборов. Бредущий по путям пешеход, застрявший на железнодорожном переезде грузовик, упавший с платформы пассажир или начавшийся в тоннеле пожар не ускользнут от внимания аналитики. Сигнал тревоги поступит в центр управления движением вовремя, и ЧП удастся избежать. В частности, в случае возгорания элементов инфраструктуры или подвижного состава тепловизор способен зафиксировать проблему задолго до того, как сработают штатные средства пожарной сигнализации. Существуют и решения тепловизионного наблюдения за пожарной обстановкой в моторных отсеках локомотивов и мотор-вагонов электричек и дизель-поездов.
По тепловизионному изображению видеоаналитика способна обнаружить находящихся на путях пешеходов, а управляющий софт известит машиниста/водителя о потенциально опасной ситуации.
По совокупности свойств наиболее функциональными на железнодорожном и городском рельсовом транспорте показали себя гибридные камеры, в которых одна и та же сцена находится в поле зрения тепловизора и обычной телевизионной камеры. При использовании такого рода устройств вероятность ложных тревог существенно снижается не только за счёт того, что изображение видимого спектра используется в качестве средства видеоверификации тревог, обнаруженных тепловизором, но и за счёт «взаимной проверки» срабатывания видеоаналитики по изображениям одной и той же сцены в разных спектрах электромагнитных волн.
Тепловизоры обеспечивают раннее обнаружение возгораний в тоннелях, позволяя тем самым своевременно принять меры реагирования.