Крупноразмерные самосвалы, используемые в горнодобывающей промышленности, требуют постоянного контроля технического состояния. Любая неисправность двигателя либо ходовой части, способная в перспективе привести к выходу автомобиля из строя либо дорожному происшествию, выливается в громадные убытки. Эвакуация большегрузных самосвалов к месту ремонта и даже вполне ординарная замена шин на трассе при столь больших размерах транспортных средств представляют собой серьёзную техническую проблему. Своевременное выявление неисправностей во многом зависит от качества работы оборудования, применяемого для технических осмотров. Одним из новых путей совершенствования процедур контроля стало внедрение тепловизионных камер.
Инспекция текущего состояния шин для большегрузных автомобилей особенно актуальна: здесь резина работает в условиях экстремально высоких нагрузок. Даже незначительный порез, оставшись незамеченным, способен со временем привести к серьёзным последствиям — проколу, отслоению, а в худшем случае и к возгоранию на ходу. Внезапный вывод из строя дорогостоящего грузовика означает простои в производственном процессе, логистические проблемы с доставкой машины в пункт технического обслуживания либо выезд на место техники, приспособленной для монтажа крупноразмерных шин. В наиболее сложном с технической точки зрения положении оказались автономные тягачи: их эксплуатационный цикл составляет 24 часа в сутки без выходных, а перерывы на технический осмотр с точки зрения производственников являются потерями времени: автомобиль должен быть подготовлен и доставлен на место инспекции, а сам осмотр занимает значительное время и к тому же достаточно трудоёмок.
Сложность технического осмотра шин состоит ещё и в том, что визуальный осмотр, традиционно практикуемый автомеханиками, не всегда позволяет получить адекватную картину состояния резины. Но, помимо видимых признаков, существуют и иные — в частности, водители нередко обнаруживают проблемы с покрышками по запаху: даже при незначительном расслоении возникает трение слоёв резины друг о друга из-за их неравномерной деформации. В результате трения возникают зоны избыточного нагрева, который в запущенных случаях способен достигать температуры воспламенения резины.
Всё это натолкнуло специалистов на идею использования в целях контроля состояния шин тепловизоров, улавливающих перепад температуры на поверхности находящихся в поле зрения камеры объектов. Вначале в подобных целях использовались ручные тепловизоры. Оказалось, что тепловая камера уверенно обнаруживает перегрев даже сквозь слой грязи, которым чаще всего покрыты протекторы большегрузов — таким образом удалось выиграть время и ресурсы, отказавшись от процедуры очистки резины. Практика применения тепловизионных камер нашла своё дальнейшее воплощение в системах быстрого развёртывания на базе стационарных тепловизоров. Такую систему можно установить у дороги, по которой следуют грузовики и тягачи, и проводить осмотры проезжающего транспорта без необходимости остановки. В результате решение становится «прозрачным» с точки зрения рабочего процесса предприятия, а к снижению рисков аварий добавляются выгоды, связанные с уплотнением рабочего цикла автомобилей — прежде всего это увеличение объёма перевозок в единицу времени.
В одном из работающих решений такого рода система автоматически присваивает найденному дефекту уникальный идентификатор, и при необходимости информация о расположении, размерах и конфигурации нарушения поверхности резины передаётся в службу, отвечающую за ремонт автомобилей. Вывод о возможности продолжения эксплуатации автомобиля делает специалист-оператор на базе данных, сформированных видеоаналитикой. Динамику развития дефектов система отслеживает автоматически, внося соответствующие данные в базу транспортных средств предприятия. Накопленная статистика позволяет наладить прогнозирование замены шин для дальнейшей минимизации рисков аварийной остановки перевозок.
Аварийная замена всего лишь одной покрышки большегрузного самосвала может обойтись собственнику грузовика в несколько миллионов рублей. Тепловизор позволяет обнаружить проблему задолго до выхода шины из строя.
Специализированный диагностический комплекс, оснащённый тепловизором, способен обработать несколько сотен автомобилей в день, обнаруживая факты расслоения резины на покрышках.